Рассказ Константина Воробьёва «Немец в валенках».

 Я прочла рассказ Константина Воробьёва «Немец в валенках».

Сначала немного об авторе. Его творчество неразрывно связано с фронтовой биографией. Начало войны Константин Воробьёв встретил слушателем Московского Краснознамённого пехотного училища имени Верховного Совета РСФСР (кремлёвским курсантом). В октябре 1941 года, в разгар битвы за Москву, из курсантов и преподавателей училища был сформирован сводный полк, который отправился на фронт. Полк выполнил задачу остановив врага. Но в этих сражениях лейтенант Константин Воробьёв, будучи раненым, попал в плен. Об этом написана повесть «Убиты под Москвой». В плену от прошёл многие лагеря военнопленных, где фашистами были созданы невыносимые условия и умирали тысячи людей. Он прошёл шталаг под Смоленском, был в лагерях в Саласпилсе, Каунасе. Дважды бежал. Об этом его повести «Крик» и «Это мы, Господи!» После побега участвовал в партизанском движении в Литве, потом служил в ПВО в Шяуляе.
В рассказе описывается штрафной барак концлагеря Саласпилс. В одно утро в барак заходит необычный немец, от других его отличало то, что он носил русские валенки. Все обитатели барака сразу понимают, что перед ними ветеран ваффен-СС, воевавший под Москвой и комиссованный после обморожения. Сначала пленные не понимают зачем он здесь, его боятся, как всякого фашиста-надзирателя. Но вскоре становится понятно, что немец страдает от последствий обморожения, в наступившей оттепели, весной, многие движения и просто ходьба доставляют ему боли, он хочет у русских узнать, есть ли какое-нибудь средство, чтобы их унять. За этот секрет немец готов отдать бутерброд толщиной с кленовый листок с маргарином. Герой, от лица которого идёт повествование, понимает, что такого средства нет, что немца ждёт ампутация пальцев, но он пытается выманить у того больше еды, которой делится с товарищами. В конечном итоге немец и сам понимает, что дело его безнадёжно, но продолжает приходить, принося пленным бутерброды. Если в начале все видят его обычное для фашиста надменно-пренебрежительное отношение к пленным, то позже немец проникается к ним человеческим чувством, приносит еду уже из сострадания. Немец представляется автору и просит назвать своё имя, у них начинают завязываться дружеские отношения. Но такое положение длится недолго, скоро лагерному начальству становится известно о визитах немца в барак и в финальной сцене унтер-офицер бьёт его перед пленными. В последнем абзаце говорится, что сосед рассказчика по нарам всё же выжил, хотя умирал от голода, выжил возможно, благодаря бутербродам.
В этом рассказе изображён враг, у которого не зачерствела, не засохла душа, который пытался помочь людям. Он показан в рассказе человеком. Тут изображено пробуждение гуманизма во враге и крах его в столкновении с человеконенавистнической системой.
В произведениях о войне, выходящих в последнее время всё, чаще попадаются образы фашистов, у которых сохранены человеческие черты, особенно это характерно для фильмов. Но в этом рассказе, в отличие от них, ещё раз повторюсь, показано столкновение личных человеческих качеств этого врага и той системы, которой он служит.

Комментарии